Санкт-Петербург+7 (812) 448-47-41
АВТОНОМНОЕ И РЕЗЕРВНОЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЕ
Меню

Экспорт сжиженного газа

Перспективы строительства железнодорожного терминала для сжиженных углеводородных газов на территории России

На экспортных рынках наблюдается хоть и невысокий (3–4% в год), но стабильный рост спроса на сжиженные углеводородные газы, а ежегодный прирост их экспорта составляет 10–15%. Принимая во внимание более высокую по сравнению с бензином и дизельным топливом экологичность газа, растет его использование на европейском автомобильном рынке. До кризиса мировой спрос на сжиженное углеводородное топливо рос вдвое быстрее, чем на сырую нефть. Растет спрос на сжиженные углеводородные газы и как на сырье для химической промышленности.

Перевозка сжиженного углеводородного газа (СУГ) железнодорожным, автомобильным и водным транспортом обходится дешевле строительства и эксплуатации газовых магистралей, что в конечном итоге обуславливает его относительно невысокую цену и стимулирует спрос. Эта тенденция особенно заметна в последние годы, когда страны-транзитеры постоянно повышают тарифы на транспортировку магистрального газа через их территории.

В настоящее время, несмотря на кризис, в мире экспортируется свыше 30 млн тонн сжиженных углеводородных газов в год, из которых на долю России – крупнейшего добытчика газа – пока приходиться всего 1,5 млн.

Использование сжиженного углеводородного газа

Сжиженный углеводородный газ имеет три основных направления использования:

  • В качестве бытового топлива;
  • В качестве автомоторного топлива;
  • В качестве топлива для технологических целей.
Использование СУГ в качестве бытового топлива

Будучи более универсальным, чем твердое и жидкое топливо, сжиженный газ является идеальным видом коммунально-бытового топлива, которое делает потребителя независимым от таких монопольных поставщиков энергии, как газовые и электрические компании. Чистота продуктов сгорания, простота конструкций горелок и аппаратуры, легкость контроля безопасности и вывода отработанных газов, а также возможность поставки в баллонах различной вместимости позволяют применять сжиженный газ в отдельных районах даже для одиночного газоиспользующего оборудования или сезонном отоплении жилищ.

Поиск моторного топлива, альтернативного бензину и дизтопливу – одно из актуальных направлений развития автомобилестроения. Наибольшее количество автомобилей на сегодняшний день используют бензин или дизтопливо, а среди альтернативных видов топлива первенство оспаривают сжиженный углеводородный газ и сжиженный природный газ. Интерес автовладельцев к сжиженному природному газу обусловлен относительно низкой ценой, но оборудование автомобилей для сжиженного углеводородного газа значительно проще и дешевле, так как для него используются баллоны с рабочим давлением 16 атмосфер против 200 атмосфер для природного газа.

На рынке сложилась практика, определяющая стоимость газа для автомобилей, которая не должна превышать 50% от стоимости бензина. В последние годы этот показатель несколько больше и составляет порядка 55%. Но из-за более быстрого роста цен на бензин интерес к использованию газа в качестве автомоторного топлива значительно вырос.

В настоящее время обозначилось еще несколько факторов для перевода автомобилей на использование сжиженного газа:

  • Системы газобаллонного оборудования 3-го поколения позволяют достичь высокой эффективности работы двигателя во всех режимах работы благодаря использованию микроэлектроники и электроуправляемой системы дозирования подачи газа;
  • Двигатель на сжиженном газе работает «мягче», чем на бензине, снижается выгорание масла, увеличивается межремонтный пробег;
  • Затраты на установку газобаллонного оборудования окупаются за 3-6 месяцев интенсивной эксплуатации автомобиля.
Газовая установка на автомобиль

Наибольшую целесообразность имеет переоборудование двигателей грузовых автомобилей и автобусов – здесь экономический эффект наиболее ощутим. Кроме того, ведущие автопроизводители уже сегодня начали выпускать автомобили, имеющие штатные газобензиновые двигатели, не требующие переделки.

Несколько лет назад Евросоюз принял решение о запрещении с 2018 года использования судов с дизельными и мазутными двигателями на внутренних морях (Средиземное и Балтийское). И если на Средиземном море это вряд ли возможно, то целый ряд прибалтийских государств уже продублировали это в своих национальных законодательных актах. Перевод судов на газомоторное топливо потребует не только строительства бункеровочных терминалов, которые уже строятся в Польше, Нидерландах, Германии, Франции и Англии, но и переоборудования самих судов и резкого увеличения потребления СУГ северной Европой. И это потребление ежегодно растет на 5%.

Экспорт СУГ морским транспортом

Значительная часть экспортных отгрузок сжиженного углеводородного газа осуществляется из России через морские терминалы. Большая доля перевалки СУГ принадлежит Украине, однако транспортировка по железной дороге 1 тонны газа от основных станций отгрузки до портов юга и запада России обходится на 100 долларов дешевле, чем до портов Украины и польской границы.

При этом аналитики предупреждают, что в ближайшее время ситуация может обостриться из-за необходимости расширения объемов экспорта сжиженных газов с новых месторождений и дополнительного использования нефтяных попутных газов, более 30% которых в настоящий момент сжигаются из-за отсутствия мощностей по их сбору.

 Экспорт СУГ морским транспортом

У одного из основных мировых экспортеров газа – России сегодня реально функционирует лишь один морской терминал в порту Темрюк, в то время как в соседней Украине работают терминалы в Одессе и Ильичевске. Там же, близ Одессы строится и новый морской терминал Рени.

В Усть-Луге (Ленинградская обл.) завершается строительство терминала Газпрома и НоваТЭКа мощностью 1,5 млн тонн СУГ в год. Но поскольку суда-газовозы не относятся к ледовому классу, работа терминала будет иметь ярко выраженный сезонный характер.

Экспорт СУГ железнодорожным транспортом

В настоящее время основной объем железнодорожных поставок СУГ из России в Европу производится через белорусско-польскую границу – пограничный переход Брест Северный/Тересполь. Это единственный подобный терминал на западной границе СНГ (за исключением Украины), причем расположен он на территории Польши, что значительно увеличивает издержки российских экспортеров и создает внешнеполитические риски.

Другая проблема исходит из разных стандартов российских и европейских железных дорог, а смена колесных пар на заполненных цистернах не производится из соображений безопасности – сжиженный газ приходится перегружать на польской территории, что приводит к еще большим затратам, повышая в конечном итоге базовую стоимость экспортируемого газа и таможенные пошлины.

Экспорт СУГ железнодорожным транспортом

В связи с этим целесообразным решением будет создание терминала по перекачке сжиженных углеводородных газов из российских железнодорожных цистерн в цистерны европейского образца на российской территории. Постройка такого терминала обеспечит отгрузку сжиженного газа из российских железнодорожных цистерн в стационарные емкости, его надежное хранение, а также закачку СУГ в железнодорожные европейские цистерны, танк-контейнеры, специализированные автомобильные газовозы и баллоны.

Одним из самых перспективных мест для строительства такого терминала является пограничный переход Железнодорожный/Скандава в Калининградской области. Это обуславливается не только удобным географическим положением, но и наличием железнодорожных веток российского и европейского стандартов.

АВТОНОМНОЕ
И РЕЗЕРВНОЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЕ
Санкт-Петербург: +7 (812) 448-47-41

Экспорт сжиженного газа

Перспективы строительства железнодорожного терминала для сжиженных углеводородных газов на территории России

На экспортных рынках наблюдается хоть и невысокий (3–4% в год), но стабильный рост спроса на сжиженные углеводородные газы, а ежегодный прирост их экспорта составляет 10–15%. Принимая во внимание более высокую по сравнению с бензином и дизельным топливом экологичность газа, растет его использование на европейском автомобильном рынке. До кризиса мировой спрос на сжиженное углеводородное топливо рос вдвое быстрее, чем на сырую нефть. Растет спрос на сжиженные углеводородные газы и как на сырье для химической промышленности.

Перевозка сжиженного углеводородного газа (СУГ) железнодорожным, автомобильным и водным транспортом обходится дешевле строительства и эксплуатации газовых магистралей, что в конечном итоге обуславливает его относительно невысокую цену и стимулирует спрос. Эта тенденция особенно заметна в последние годы, когда страны-транзитеры постоянно повышают тарифы на транспортировку магистрального газа через их территории.

В настоящее время, несмотря на кризис, в мире экспортируется свыше 30 млн тонн сжиженных углеводородных газов в год, из которых на долю России – крупнейшего добытчика газа – пока приходиться всего 1,5 млн.

Использование сжиженного углеводородного газа

Сжиженный углеводородный газ имеет три основных направления использования:

  • В качестве бытового топлива;
  • В качестве автомоторного топлива;
  • В качестве топлива для технологических целей.
Использование СУГ в качестве бытового топлива

Будучи более универсальным, чем твердое и жидкое топливо, сжиженный газ является идеальным видом коммунально-бытового топлива, которое делает потребителя независимым от таких монопольных поставщиков энергии, как газовые и электрические компании. Чистота продуктов сгорания, простота конструкций горелок и аппаратуры, легкость контроля безопасности и вывода отработанных газов, а также возможность поставки в баллонах различной вместимости позволяют применять сжиженный газ в отдельных районах даже для одиночного газоиспользующего оборудования или сезонном отоплении жилищ.

Поиск моторного топлива, альтернативного бензину и дизтопливу – одно из актуальных направлений развития автомобилестроения. Наибольшее количество автомобилей на сегодняшний день используют бензин или дизтопливо, а среди альтернативных видов топлива первенство оспаривают сжиженный углеводородный газ и сжиженный природный газ. Интерес автовладельцев к сжиженному природному газу обусловлен относительно низкой ценой, но оборудование автомобилей для сжиженного углеводородного газа значительно проще и дешевле, так как для него используются баллоны с рабочим давлением 16 атмосфер против 200 атмосфер для природного газа.

На рынке сложилась практика, определяющая стоимость газа для автомобилей, которая не должна превышать 50% от стоимости бензина. В последние годы этот показатель несколько больше и составляет порядка 55%. Но из-за более быстрого роста цен на бензин интерес к использованию газа в качестве автомоторного топлива значительно вырос.

В настоящее время обозначилось еще несколько факторов для перевода автомобилей на использование сжиженного газа:

  • Системы газобаллонного оборудования 3-го поколения позволяют достичь высокой эффективности работы двигателя во всех режимах работы благодаря использованию микроэлектроники и электроуправляемой системы дозирования подачи газа;
  • Двигатель на сжиженном газе работает «мягче», чем на бензине, снижается выгорание масла, увеличивается межремонтный пробег;
  • Затраты на установку газобаллонного оборудования окупаются за 3-6 месяцев интенсивной эксплуатации автомобиля.
Газовая установка на автомобиль

Наибольшую целесообразность имеет переоборудование двигателей грузовых автомобилей и автобусов – здесь экономический эффект наиболее ощутим. Кроме того, ведущие автопроизводители уже сегодня начали выпускать автомобили, имеющие штатные газобензиновые двигатели, не требующие переделки.

Несколько лет назад Евросоюз принял решение о запрещении с 2018 года использования судов с дизельными и мазутными двигателями на внутренних морях (Средиземное и Балтийское). И если на Средиземном море это вряд ли возможно, то целый ряд прибалтийских государств уже продублировали это в своих национальных законодательных актах. Перевод судов на газомоторное топливо потребует не только строительства бункеровочных терминалов, которые уже строятся в Польше, Нидерландах, Германии, Франции и Англии, но и переоборудования самих судов и резкого увеличения потребления СУГ северной Европой. И это потребление ежегодно растет на 5%.

Экспорт СУГ морским транспортом

Значительная часть экспортных отгрузок сжиженного углеводородного газа осуществляется из России через морские терминалы. Большая доля перевалки СУГ принадлежит Украине, однако транспортировка по железной дороге 1 тонны газа от основных станций отгрузки до портов юга и запада России обходится на 100 долларов дешевле, чем до портов Украины и польской границы.

При этом аналитики предупреждают, что в ближайшее время ситуация может обостриться из-за необходимости расширения объемов экспорта сжиженных газов с новых месторождений и дополнительного использования нефтяных попутных газов, более 30% которых в настоящий момент сжигаются из-за отсутствия мощностей по их сбору.

 Экспорт СУГ морским транспортом

У одного из основных мировых экспортеров газа – России сегодня реально функционирует лишь один морской терминал в порту Темрюк, в то время как в соседней Украине работают терминалы в Одессе и Ильичевске. Там же, близ Одессы строится и новый морской терминал Рени.

В Усть-Луге (Ленинградская обл.) завершается строительство терминала Газпрома и НоваТЭКа мощностью 1,5 млн тонн СУГ в год. Но поскольку суда-газовозы не относятся к ледовому классу, работа терминала будет иметь ярко выраженный сезонный характер.

Экспорт СУГ железнодорожным транспортом

В настоящее время основной объем железнодорожных поставок СУГ из России в Европу производится через белорусско-польскую границу – пограничный переход Брест Северный/Тересполь. Это единственный подобный терминал на западной границе СНГ (за исключением Украины), причем расположен он на территории Польши, что значительно увеличивает издержки российских экспортеров и создает внешнеполитические риски.

Другая проблема исходит из разных стандартов российских и европейских железных дорог, а смена колесных пар на заполненных цистернах не производится из соображений безопасности – сжиженный газ приходится перегружать на польской территории, что приводит к еще большим затратам, повышая в конечном итоге базовую стоимость экспортируемого газа и таможенные пошлины.

Экспорт СУГ железнодорожным транспортом

В связи с этим целесообразным решением будет создание терминала по перекачке сжиженных углеводородных газов из российских железнодорожных цистерн в цистерны европейского образца на российской территории. Постройка такого терминала обеспечит отгрузку сжиженного газа из российских железнодорожных цистерн в стационарные емкости, его надежное хранение, а также закачку СУГ в железнодорожные европейские цистерны, танк-контейнеры, специализированные автомобильные газовозы и баллоны.

Одним из самых перспективных мест для строительства такого терминала является пограничный переход Железнодорожный/Скандава в Калининградской области. Это обуславливается не только удобным географическим положением, но и наличием железнодорожных веток российского и европейского стандартов.

Написать нам

Написать сообщение

Получить консультацию